Легалка. 2019 г.

ПРО ГОРОД / Акции   


Первоначальная концепция создателей Свободной граффити стены заключалась в том, что любой граффити-художник имеет возможность нанести на ней свой авторский рисунок, без какого-либо жесткого контроля и с личной ответственностью за свою работу совершенно легально. Через время другой автор мог изобразить свой рисунок. Стена была установлена с инициативы представителя граффити-сообщества, за счет меценатов, без каких-то требований указания их причастности к реализации проекта.   

Стена была демонтирована администрацией после общественного резонанса, когда был перекрыт, уже достаточно облупленный, мурал с изображением Гагарина и Терешковой. Официальной версией демонтажа был износ самой стены. Но на самом деле, администрацию не устроил сам резонанс и то, что на месте предыдущего патриотического рисунка появилась надпись из товарных чеков «Черноок», за авторством граффити художника Антона Черноока. Через некоторое время стена была восстановлена администрацией за спонсорские деньги и объявлен конкурс на «лучший эскиз» для новой стены. Объявленный конкурс был с условиями: использовать рекомендованные темы и указать спонсора, это буквальная трансформация «свободной» стены в «несвободную», обремененную рекламой и цензурой администрации. Только победа в конкурсе с выполнением всех условий дает официальное разрешение на роспись стены. 

Для конкурсного эскиза были взяты некоторые символичные Благовещенску образы. После реализации, часть угодных цензуре изображенных культурных кодов должны были быть заменены на другие. На те, что конкурсная комиссия не одобрила бы на стадии судейства: бывший мэр, которого горожане считают лучшим мэром, горящие «случайно» деревянные дома, как проблема, на которую закрывают глаза, имя художника, закрасившего предыдущий патриотический рисунок и усы чиновника, на тот момент отвечающего, а облик города.  Тем самым происходит подмена идеи за счет изменения некоторых деталей, но с сохранением визуального единства. Это метафора на весь процесс метаморфозы от Свободной стены граффити в инструмент закрытия «галочных» поручений для администрации. На следующем этапе все символы и логотип спонсора перекрылись бы граффити-рисунком. Второй этап — это возврат к первоначальной концепции проекта с постоянной сменой изображений. Вся акция нацелена на отображение процесса присвоения созданного ранее проекта и изменения его первоначальных задач и пытается ответить на вопросы: возможен ли возврат к первоначальной концепции проекта через продолжение деятельности согласно первоначальной концепции Легальной стены граффити? Является ли собственником стены спонсор, восстановивший материальную часть, но не учитывающий идею, заложенную в проект, которая абсолютно противоречит новым созданным условиям и может привести к неожиданным для него результатам? Есть ли действительно чистая инициатива без заложенной в ней саморекламы, без попыток заработать себе статус «добродетеля»? Необходим ли для рисунков в проекте со статусом «свободный» оценщик в виде администрации/комиссии, которая решает, что горожанам смотреть? Не проще ли ей положиться на осознанность авторов рисунков, тем более, что все изображения в условиях проекта со статусом «свободный» — временные.   

Граффити-сообщество отреагировало быстрее, чем удалось перейти хотя бы к первому этапу изменения и возврата стены. В первую же ночь на Легальной стене граффити появилась сленговая надпись TOY. Тем самым стена сразу вернулась в культуру граффити. 

СМИ

1. asn24.ru/news/culture/68105/ 

2. asn24.ru/news/crime/68121/ 


Легальная стена для граффити с конкурсной работой



Одобренные символы  



Символы на подмену  



Легальная стена для граффити после возвращения в граффити среду  



Ответ для СМИ про испорченную конкурсную работу

Почему я не имею претензий по поводу испорченной конкурсной работы и почему не нужно демонтировать Стену граффити… Начнем с того, что проект Свободной стены граффити («Легалка» в граффити-среде) был создан для их сообщества. Для постоянного рисования граффити без разрешения. Но, по-моему, про это все забыли. Нет ничего удивительного, что конкурсную работу постигла такая участь. Граффити-художник пришел и в свойственной манере их культуры высказал свое негодование и вернул Стену в свое русло. Для тех, кто не знает, надпись «toy» используется у граффити-художников для выражения своеобразного «призрения» к автору-новичку либо к человеку, который залез не в свое дело. Сам факт конкурса на длительное/постоянное пребывание одного рисунка, а также факт отбора работ нарушает концепцию Стены. Короче, произошел вполне ожидаемый результат. Граффити там должно было появиться поверх моего не-граффити. Неожиданным было решение ее демонтировать снова. Ну что это за подход такой? Ребят, не надо. Стена должна жить. Она уже живет. Кстати, меня как автора работы не спросили, можно ли восстановить мой рисунок. А вот если бы спросили, я бы ответил, что это не имеет значения и заявлений писать никаких не надо, а имеет значение то, что при создании чего-то на основе уже ранее созданного надо считаться с первоначальной концепцией. Граффити-художник, напомнивший нам о назначении Стены, написал надпись в месте, для него созданном. Так что хорошо, что проект ожил. Задача выполнена.